24.11.2017    

Путивльские ведомости

«ПУТЕШЕСТВИЕ» СОБОРНОГО КОЛОКОЛА

В Путивле есть колокол, называемый Благовестным, который своим звоном хорошо известен обитателям города и его гостям. Более полувека находится он на колокольне СпасоПреображенского собора. Изначально колокол предназначался для другого храма, а в Путивль попал не иначе, как «неисповедимым Промыслом Божьим». По валу колокола выбита надпись: «Симеоновской церкви села Ротовки Глуховского уезда Черниговской губернии, 1903 года, июля 29 дня; отлит Гатчинским заводом Товарищества А.С. Лаврова; вес 51 пуд 13 фунтов». В переводе на метрическую систему мер вес колокола составляет более 840 кг. В этой связи отметим, что с 1903 и до революции на этом месте висел так называемый «Беляевский» (по фамилии жертвователей, путивльских купцов Беляевых) колокол, весом в 350 пудов или 5600 кг). Украшен колокол рельефным орнаментом в стиле начала ХХ века. В верхней его части (так называемой «главе») имеются три рельефные иконы: «Иисус Христос», «Богоматерь Печерская» и покровитель ротовского храма «Преподобный Симеон Столпник». На звоннице колокол крепится к деревянной балке посредством специальной мощной петли – «маточника». И это неспроста. Если прикрепить его к железной конструкции – звук приобретает неприятный, дребезжащий оттенок. Неподвижность крепления обеспечивают боковые парные петли – «уши». На колоколе «уши» отбиты – следствие пережитых им потрясений.
Гатчинский бронзолитейный завод, где был изготовлен этот колокол, основан в 1876 году Александром Степановичем Лавровым. Полное название «Товарищество Гатчинских медносталелитейного и колокольного заводов» он получил несколько позже, когда его производство существенно расширилось. Лавровские колокола славились на всю Россию. Особенно известным творением этого завода (и одним из немногих сохранившихся) стал подбор колоколов для собора Петропавловской крепости в Петербурге.
Около трех десятилетий колокол созывал жителей села Ротовки на богослужения, извещал о радостных и печальных событиях. Видимо, сам Бог хранил его от уничтожения. Благодаря чьейто выдумке его не постигла участь других колоколов: он не был разбит и переплавлен для нужд индустриализации, его использовали в качестве сигнального орудия, на колхозном дворе. И созывал колокольный звон не прихожан на молитву, а жителей села на работу. И продолжалось это вплоть до начала Великой Отечественной войны. То, чего не сотворили большевики – чуть было не сделали оккупанты: они забрали колокол с колхозного двора и отправили его на железнодорожную станцию «Путивль» для дальнейшей утилизации. Пока остается загадкой, кто именно нашел колокол в куче металлолома, какими силами он был доставлен в наш город и водружен на соборной колокольне.
Новая драма вокруг колокола разыгралась уже в мирное время. В 1953 году о нем вдруг вспомнил В.М. Мирошниченко председатель Стрельниковского колхоза имени Жданова , в состав которого входила Ротовка. Правление колхоза предъявило требование соборной общине о возвращении колокола в село. А в случае невыполнения требования – платить арендную плату. Выдвигаемые претензии были поддержаны Путивльским районным прокурором Руденко, который предложил общине в трехдневный срок вернуть колокол в Ротовку. Получив такую поддержку, правление колхоза выслало людей с подводами, чтобы снять колокол и привезти в село. Но соборная община воспротивилась принятию таких действий и решила не допустить этого.
Понимая, чем может окончиться это противостояние, настоятель собора, архимандрит Димитрий (Савенко) обратился с официальной жалобой на имя уполномоченного по делам РПЦ в Сумской области Гриненко. Уполномоченный вмешался в конфликт. К удивлению, все разрешилось в пользу соборной общины. По представлению Гриненко областной прокурор отменил распоряжение районного прокурора, а исполком Путивльского райсовета депутатов трудящихся, по его же предложению, разъяснил руководству колхоза, что колокол является национализированным государственным имуществом, и колхоз не имеет права на него претендовать. Таким образом, Благовест и по сей день остается достоянием и дорогой реликвией Путивльского СпасоПреображенского собора.
Пережив скитания, и, находясь пусть не на своём исконном месте, соборный колокол продолжает служить Господу и людям, созывая прихожан на молитву, «благовествуя земли радость велию».
Протоиерей Александр Чурочкин (фото в. Ляха)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить








      

kobzarev 34
Miss2008 16
Freezelig...
Городская...
Kuvshinka...

 lnfomebel