Презентація на тему «Балет» (варіант 4)

Балет России
Подготовила ученица 11 класса
Хахалева Юлия

Балет — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере.
Зарождение балета

8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича был поставлен первый в России балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике». Тяжелые, пышные, со множеством украшений костюмы и высокие парики стесняли движения танцующих.
Балет в России

При Петре I в нач. XVIII в. в 1738 году по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Ученицы Дидло Авдотья Истомина и Екатерина Телешева воспеты Пушкиным и Грибоедовым.

В первой трети XIX в. русский балет достиг творческой зрелости, сложилась национальная школа, для которой стали характерными жизненность, глубокая содержательность, виртуозная техника.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский. Музыка его балетов «Лебединое озеро»(1877), «Спящая красавица»(1890), «Щелкунчик»(1892) обрела возможность воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца.

Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах «Раймонда»(1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена года»(1900).

Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив . круг идей и образов в балете,Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом.

Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь»(1907).

В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русский балет Дягилева». После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

В 1909 г. начинаются ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. Дягилевым. Имена танцовщиков Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Болъма стали известны во всем мире.

В России балет не терял своей значимости в годы после Первой мировой войны и при советской власти. 1920-е годы появляются постановки Касьяна Голейзовского, Федора Лопухова ("Величие мироздания«).

Зрители в Западной Европе и США были практически не знакомы с советским балетом до середины 1950-х годов,. Интерес к нему вызвало поразительное мастерство балерин Большого театра Галины Улановой и Майи Плисецкой.

В 1980-х годах административное и политическое давление на искусство в Советском Союзе ослабло. Юрий Григорович, который с 1964 стоял во главе балета Большого театра автор постановок "Каменный цветок" и "Спартак" типично советских.

Распад Советского Союза и последовавший экономический кризис принес огромные трудности балетным труппам, которые до этого щедро субсидировались государством. Многие танцовщики и педагоги покинули страну, чтобы обосноваться в США, Англии, Германии и других западных странах.

Русский балет через все сложные этапы своей истории сумел пронести и сохранить национальные особенности, опиравшиеся на демократические традиции русской культуры, рожденной народом.

Спасибо за просмотр!